Венчание: Из истории венчального обряда
Из истории венчального обрядаЕще до девятого века венчания в привычном понимании этого слова не было. Молодых после регистрации брака ждало Святое причастие, которое и подразумевало освященное нового союза и принятие женихом и невестой ответственности за свой шаг.
Однако позже, уже в IV веке христианские авторы упоминают о торжественном обряде совершения таинства брака. У Иоанна Златоуста можно найти объяснение того, что собой символизирует венчание. Венец – победа над страстями, поскольку брак, освященный церковью, это союз не плоти, а духа, приобщение к таинству вечной жизни. Вместе с редакцией портала svadba-star.ru окунёмся в историю столь давней традиции.
Поначалу при венчании священник читал короткую молитву во время воскресной литургии (об этом говорится у святого Феодора Студита, 828 г.). У него же можно найти сам текст этой молитвы. В то время священные книги все содержали такие молитвы, и прочитывались во время литургии. Но в то время христианский обряд венчания для молодоженов еще не был обязательным условием для вступления в брак. В византийском сочинении по праву «Эпинагога», приписываемому патриарху Фотию, говорится, что каждый христианин имеет три возможности для вступления в брак, а именно «посредством благословения, венчания или договора». «Эпинагога» в свое время была своеобразным кодексом, определяющим взаимоотношения между светской властью и церковью. Нужно добавить, что властями понемногу велась работа над усилением влияния церкви в сфере брачных взаимоотношений, но до поры до времени венчание в церкви по-прежнему не являлось непременным условием для молодых, желающих заключить брачный союз.
Прорыв в этом отношении был совершен только в начале десятого столетия, когда венчание стало самостоятельным обрядом, отдельным от обряда святого причастия. Этот шаг на все последующие века изменил понимание смысла заключения брака для подавляющего большинства христиан.
Начало этим переменам положил указ византийского императора Льва VI. В нем он раскритиковал предшествующие законы, касающиеся усыновления и брака. По мнению императора, ошибочно было их считать сугубо гражданскими процедурами. Поскольку в ни принимают участие свободные граждане, а не рабы, то и совершение этих юридических актов должно происходить при участии церкви. То есть следует проводить соответствующие церемонии. Именно с тех пор брак, заключенный не в церкви, не считался браком, то есть жить не венчанными признавалось грехом. Любопытно проведение параллелей в императорском указе между усыновлением и женитьбой, а кроме того, оговорка по поводу рабов. То есть новый закон распространялся только на свободных людей. Помимо всего, на церковь также возлагались обязанности по юридическому оформлению брачных бумаг. В то время для церковной власти это была непривычная ответственность.
Изменение в брачных законах в то время можно было приравнять к грому среди ясного неба. До этого люди могли сколько угодно жениться, выходить замуж, разводиться (причем неоднократно), не оглядываясь на одобрение церкви. И при этом все было в соответствии с законом. Верующий человек, нарушив церковные заветы, мог навлечь на себя соответствующие санкции, вплоть до отлучения, но при этом оставаться законопослушным гражданином со светской точки зрения. Новый же закон обязал церковь еще и юридически подкреплять брачный статус граждан, в том числе и в тех случаях, когда это шло вразрез с нормами христианства. Все это оказалось очень непросто на деле. В теории, отцы церкви получили возможность влиять на моральные устои общества, способствовать совершенствованию нравственного самосознания граждан. Но на самом деле ввиду несовершенства нравственности в обществе как таковой, в церкви заключались не только браки, не приемлемые с христианской точки зрения, но и разрешались разводы. Для общества в целом это оказалось большим минусом, поскольку стиралась грань между слабым человеком и священными устоями, между светскими привычками и священными традициями.
Церковь оказалась в сложном положении и ей пришлось практически оставить прежние строгие запреты. На каждом шагу возникали противоречия между священными и светскими законами. К примеру, нельзя отказывать во вступлении в брак овдовевшему человеку, поскольку это приведет к лишению его гражданских прав на несколько лет. К слову, сам автор нашумевшего закона женился по церковному благословению в четвертый раз.
Итак, церкви пришлось во многом поступиться своими незыблемыми принципами. Многими, кроме одного: никто не мог посягнуть на святое значение Евхаристии (святого причастия). К обряду священники имели право не допустить человека, не исповедующего православной веры, или же вступающих в повторный брак. Но поскольку самой свадьбы это не отменяло, возникла необходимость в появлении нового обряда, независимого от святого причастия. В возникшей ситуации это был лучший выход из положения. Таким образом, создались реальные предпосылки для выделения венчания в самостоятельный обряд. Однако не существовало еще закона, обязывающего православных непременно венчаться. Некоторые вступали в брак по-прежнему через приобщение к тайнам святого причастия, тем более что отдельная венчальная процедура зачастую стоила очень недешево. Рабы тоже оказались за бортом нового закона, а ведь это едва ли не половина населения византийской империи. Позднее император Алексей Комнин уравнял своим указом рабов со свободными гражданами, обязав первых венчаться в церкви.
Несмотря на то, что венчания было признано самостоятельным обрядом, церковь не упускала из виду связь святого причастия с таинством благословения брачного союза. Жених и невеста при венчании допускались до святого причастия, правда, если церковь считала их достойными для совершения этого обряда. Если же вступающие в брак не могли рассчитывать на одобрение церкви, то им позволялось отпить только вино из чаши, благословленной священником. В общем-то, эта традиция при венчании сохранилась и по сей день. Но и в современном варианте обряда венчания присутствуют некоторые элементы, говорящие о его первоначальной связи с таинством причастия. Во-первых начинается венчание, как и литургия, со слов «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Связь эта прослеживается и далее, при вкушении молодыми вина из чаши, после соответствующей молитвы.
Вообще, по классическим канонам, святое причастие по-прежнему считается настоящим признаком «одобрения» церковью брачного союза. Брак между некрещеными гражданами, т.е. не прошедших через таинство причастия, не имеет значения для церкви. По этой причине, человек, покрестившись, имел право вступить в повторный брак с женщиной, также исповедующей христианскую веру, и этот брак церковью рассматривался не как повторный, а как первый. Другая процедура была для желающих вступить в брак нехристиан. Они могли пройти обряд крещения, миропомазания и причастия. После этого дополнительная церемония заключения брака уже не проводилась. То, что будущие муж и жена прошли через таинство причастия, рассматривалось как «дополнение» действительности брачного союза, заключенного вне церковных стен.
В наше время тоже не стоит забывать о давней исторической и духовной связи между обрядом венчания и святым причастием. Эта связь должна быть восстановлена, и это одна из возможностей для церкви подчеркнуть подлинное значение таинства, в котором участвуют молодожены, и донести до них его смысл. Венчание – красивый обряд, но необходимо чтобы за его внешней красотой каждый видел его глубокое значение для сохранения души, теперь не только своей, но и души человека, с которым связывает себя брачными узами на долгие годы.

Ключевые теги: история венчального обряда
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)
Комментарии (0)  Распечатать
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

 
«    Август 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Подарить цветы любимому человеку, это очень просто. Закажите бесплатную доставка цветов по москве в интернет магазине www.buketone.ru.